Все о цепи грм Киа Рио-3 (2011-2017)
Контакты

Цепь грм. Двс 1.4-1.6 Киа Рио-3 (2011-2017)

Содержание

Фото автора
  • Автор: Данил
  • Почта: admin@artikul-cars.ru
  • Опыт: С 2007, с 2012 специализация Hyundai Solaris и Kia Rio
  • Мои авто: Kia Rio 4 и Turbo Hyundai Solaris 364 л.с

Как собрать комплект грм. Ошибки при сборке

На третьем поколение Рио использовалась только пластинчатая цепь! Ремень устанавливался ранее на прошлом поколении автомобиля.

Место расположения цепи грм на двигателе Киа Рио 3
Под крышкой
Под пластиковой клапанной крышкой Киа Рио 3 находится цепь
ремня нет

Устройство системы показано на схеме.

Общая схема устройства системы грм Киа Рио 3 (2011-2017)
Общая схема грм

Детали, подлежащие замене, можно выявить после снятия крышки (зеленая стрелка). Опытному мастеру достаточно простого осмотра, чтобы составить список необходимых запчастей. Если для полной диагностики предлагают снять лобовину (желтая стрелка), знайте - что таким образом просто хотят увеличить стоимость диагностики.

Для проверки состояния грм Киа Рио 3 (2011-2017) могут предложить снять лобовину
Лобовина двигателя

Максимальный комплект состоит из всех деталей на схеме. Статистически устанавливается в 46.3% случаев обращений в сервис.

Диаграмма соотношения комплекта минимум к максимуму при замене цепи грм на Киа Рио 3 (2011-2017)
Доля каждого комплекта при замене

Минимальный комплект включает некоторое количество случаев (не учтены), когда требовалась установка полного комплекта, но по решению хозяина обходились установкой основных деталей.

Установка комплекта грм минимум в ситуации где необходим полный комплект грм Киа Рио 3 (2011-2017)
Новая цепь и изношенные шестерни. Тенденция набирающая силу

Минимумом, можно сказать, обновлением системы получится отделаться владельцам, использующим качественное масло и обычные интервалы замены. Здесь обходятся цепью, успокоителем и башмаком, которые потребуется менять на более поздних пробегах.

Данный подход сегодня не гарантирует результат. Причина в огромном количестве низкокачественных и поддельных масел.

Артикулы деталей грм
ЗапчастьАртикул
Шестерня выпускного распредвала24221-2B000
Фазорегулятор243502B010, 243502B000
Натяжитель24410-25001
Башмак24420-2B000
Успокоитель244312B000, 244312B001
Шестерня коленвала23121-2B000
Цепь243212B000, 243212B200

Варианта цепи два. Диаграммы ресурса смотрите в третьем разделе. Главное купить действительно оригинальную продукцию.

Простая и усиленная цепь Киа Рио 3 (2011-2017)
Слева простая, справа усиленная

Основное отличие 24321-2B200 от 24321-2B000 в звеньях и увеличенном диаметре штифтов, положительно сказавшихся на ресурсе. Плюс - подкрасили звенья, что упростило совмещение меток при установке.

Новый вариант цепи Рио 3 (2011-2017) имеет подкрашенные звенья
Подкрашенные звенья

Желательно приобрести два уплотнительных кольца 21421-2B000.

Необходимо отдельно приобрести два уплотнительных кольца масло каналов Киа Рио 3
Уплотнительные кольца

Сальник коленвала 21421-2B020.

Сальник коленвала который не входит в комплект грм Киа Рио 3
Сальник коленвала

Может понадобится болт успокоителя 24349-2B000. Существует вероятность облома при откручивании.

Может понадобится болт успокоителя Киа Рио 3
Болт успокоителя

Важно не промахнуться с выбором герметика. Любой не подойдет! Ошибетесь - будете переделывать или повторно оплачивать работу.

Потребуется качественный герметик для сборки грм Киа Рио 3 (2011-2017)
Один из рабочих вариантов герметика

При сборке комплекта распространены две основные ошибки. Первая когда с оригинальной цепью используют дубликат успокоителя и башмака. Быстрый износ последних приводит к ускоренному выходу натяжителя.

Возможно растрескивание и дальнейшая поломка.

Нельзя использовать дубликатный башмак и успокоитель для сборки комплекта Киа Рио 3 (2011-2017)
Аналоги не используем

Вторая ошибка зеркальна первой. Устанавливают все оригинальное кроме цепи. Сюда относятся люди считающие заводскую цепь не надежной. Сразу после установки практически всегда палец натяжителя выходит дальше нормы. Причина в увеличенной длине дубликатов.

Если собираетесь использовать аналог, сравните старую и новую цепь до установки. Возможно, новая окажется длиннее или аналогична старой.

Обязательно сравниваем новую и старую цепь Рио 3 (2011-2017)

Второй косяк - качество используемого металла. Используют дешевый и мягкий вариант, плохо переносящий нагрузки. Результ: быстрая выработка в штифтах и, как следствие, быстрое увеличение длины (растяжение). Откуда взяться ресурсу при изначально увеличенной длинней и быстром износе такой цепи?

Причем вариант исполнения (усиленная или простая) здесь не имеет значения!

Рассмотрим третью "ошибку". Если цепь меняется первый раз оригинальный натяжитель лучше оставить. Новый может оказатся проблемный. Суть хорошо показана автором в ролике. Встречается на подделках и аналогах.Рассмотрим третью "ошибку" - замена натяжителя. Если цепь меняется первый раз, оригинальный натяжитель лучше оставить. Суть проблемы хорошо показана автором в ролике. Проблема встречается на подделках и аналогах.

Разница между оригинальной и контрафактными цепями

Насколько серьезна проблема показывают данные диаграмм.

Доля оригинальной и контрафактной цепи Киа Рио 3 2022 год
Доля оригинала и контрафакта 2022

Видимо с каждым годом тенденция будет только усиливаться.

В 2023 году контрафактных цепей Киа Рио 3 стало больше
Доля оригинала и контрафакта 2023

Проверенные продавцы и дилеры (теперь уже бывшие) стали разбавлять свой ассортимент поддельной продукцией. Приходится жить по принципу: доверяй, но проверяй. Благо - комплекс признаков позволяет выявить любую категорию контрафакта, даже очень похожих на оригинал.

Знакомство всегда начинается с упаковки, которую упростили до предела. Первое, что смотрю - наличие знаков, которые часто отсутствуют на контрафакте.

Обязательно наличие знаков на оригинальной упаковки Рио 3 (2011-2017)

Далее внимательно разглядываю шрифт. Оригинальный немного пикселит по краям.

Оригинальный шрифт упаковки немного пиксельный Киа Рио 3 (2011-2017)
Важно наличие пикселей

У подделки шрифты бывают разные: от косых до четких. Вариант ниже является практически полной копией с более четкими шрифтами без пикселей. Правда, пока именно в варианте картонной упаковки не встречал. Думаю, просто вопрос времени.

Шрифт у данной подделки четче оригинала Киа Рио 3 (2011-2017)
Гладкий четкий шрифт без пикселей

Далее вскрываем упаковку и смотрим цвет целлофана. Видим белый, синий или кислотно желтый оставляем цепь продавцу.

Цвет оригинальной целлофановой упаковки в которую упакована сама цепь Киа Рио 3 (2011-2017)
Заводской цвет

Обязательно осматриваем края пластин. Звенья не должны иметь дефектов.

Внимательно осматриваем пластины цепи Киа Рио 3 (2011-2017)
Края пластин имеют дефекты

Оригинал сегодня имеет маркировку BW либо BWA.

Нужно сравнить штампы между собой. Отличий быть не должно. Если совпадает проверяем горизонтальную и вертикальную плоскость. Подделка может заваливаться по одной или сразу обоим плоскостям. Расстояние между штифтами и буквами штампа должно быть одинаковым.

Кривой штамп выдает подделку Киа Рио 3 (2011-2017)
Все штампы разные
Оригинальная цепь Киа Рио 3. Цвет металла, форма штифтов и заводская маркировка
Оригинальная цепь

Металл контрафакта практически всегда отличает оттенок и иногда даже цвет. Поверхность более блестящая, часто пластины имеют множество мелких дефектов.

Контрафактная цепь Киа Рио 3. Отличается цвет металла, штифты кривые на звеньях синие разводы
Пример контрафакта

Обязательно разглядываем клепки. Пример левака был на изображении с кривым штампом и на изображении выше. В первом случае клепки сильно отличаются. Во втором - наблюдается некое подобие. Хотя исполнение кривое.

Переходим к проверке геометрии. Новая цепь должна быть короче. Если длиннее - ставить нельзя! Чуда не будет!

Обязательно сравниваем длину новой и старой цепи Киа Рио 3 (2011-2017)

Замеряем ширину нужно 11.5 см. Контрафакт практически всегда шире. Штангенциркуль должен быть точным! Китайские часто дают погрешность и могут иметь отклонение самой шкалы.

Проверяем ширину цепи Киа Рио 3 (2011-2017)

Реальный ресурс и корректный способ проверки цепи

Интернет одновременно стал местом ответов и заблуждений. С ресурсом цепи случилось последнее. Все как сговорились ресурс 100-150 тыс.км. Конкретный пример. Фрагмент из ролика "За рулем". После просмотра человек приехал менять грм.

На 8 секунде показывают изображение моторов не устанавливающихся на третье поколение машины. Это более современные моторы.

Важно последующее заявление о ресурсе, едва дотягивающем до 150 тыс.км.

Моторы G4FA (1.4) и G4FC (1.6) появились в 2006. К моменту выхода Рио-3 опыт эксплуатации уже составлял шесть лет. Средний ресурс обычной цепи равнялся 226 тыс.км.

Следующий момент: на видео рестайлинговый автомобиль. 99% установлена усиленная цепь с увеличенным сроком службы. Сам ролик от 2020 года. Почему отсутствует такая важная информация не понятно. У редакции было 8 лет, если брать дату выхода автомобиля, и 14 лет, если дату появления двс. Можно было изучить вопрос более тщательно.

Далее картинка с проломленным поршнем и ломаными клапанами. Снова изображен другой мотор. Почему не показать несколько примеров именно наших? Если проблема известна зачем нужно чужое изображение?

По базе средние интервалы простой и усиленной цепи 229 тыс.км и 361 тыс.км. Статистика на основе данных автомобилей с прозрачной историей и следовательно реальным пробегом.

Реальный ресурс простой и усиленной цепи грм Киа Рио-3
Интервалы замены автомобилей с белой историей

Ситуация резко меняется если учитывать все автомобили. Получаем 137 тыс.км и 238 тыс.км

Ресурс цепи грм Киа Рио-3 с учетом автомобилей без истории
Интервалы замены с учетом всех автомобилей

Откуда разница? Одна из основных причин - скручены пробеги. Фактически многие автомобили с низкими значениями на одометре имеют признаки большого пробега.

Интересный пример. Идеально чистый мотор (сегодня редкость), заявлен пробег 127 455 км. Смущает выработка на шестернях свойственная более высоким пробегам.

Следы выработки на шестернях грм Киа Рио-3 не соответствуют показаниям одометра
Пробег не соответствует выработке

Второй фактор - подделки и низкое качество аналогов. Именно после установки таких комплектов значения снижаются.

Рассмотрим основные причины обращений.

Причины замены цепи Киа Рио-3
Основные причины замены

Рассмотрим каждую группу немного подробней.

  1. Шум издаваемый двигателем "дизеленье" это звук перекладки поршней. В основном его принимают за растянутую цепь. После установки нового грм изменений не будет.
  2. Замена по пробегу. Данная группа ориентируется на конкретную цифру одометра из собственного "авторитетного" источника.
  3. Замена по состоянию натяжителя. Рабочий и надежный способ оценить реальное состояние. Подробнее будет рассмотрен чуть ниже.
  4. Работа по запросу. Сюда входят убедившие себя в необходимости замены. Классический пример убеждения самодиагностики на провисание между распредвалами. Метод очень прост, быстр, бесплатен и видимо поэтому популярен. Вставляем пальцы или палец в масленую горловину клапанной крышки и пытаемся нащупать цепь. Получилось? Если да, далее каким-то видимо тактильным опытом нужно определить степень провисания.
Провисание цепи между шестерней распредвала и муфтой Киа Рио 3
  1. Последняя категория другое включает редкие случаи, с которыми практически никто никогда не столкнется. Поэтому пропущу подробности.

Прежде, чем менять грм, необходимо снять клапанную крышку и посчитать зубья натяжителя. Изначально на новом автомобиле и после установки оригинала выход составляет три зуба. В случае установки на изношенные шестерни выход может составить четыре зуба.

Реальное состояние цепи Киа Рио 3 нужно проверять по выходу натяжителя
После установки нового комплекта

Подделки и аналоги почти все выходят на четвертый и даже пятый зуб. Именно данным комплектам характерен низкий срок службы. Полноценной статистики ресурса по каждому бренду и виду контрафакта не веду. Субъективно можно выделить три значения. До 50 тыс.км, условно до 100 и низкие сто плюс.

Добавлю, что обрыв и встреча поршней с клапанами - случай очень редкий. Цепь просто перескакивает с разными последствиями. Бывает, что владелец даже не замечает разницы в работе. Когда разница ощутима, обращаются в сервис, а дальше как повезет. Если штатная система диагностики зафиксировала разбег по фазам и выкинула ошибку, проблем быть не должно. Если нет - будьте готовы потратить некоторое количество средств, времени и нервов прежде, чем найдут и устранят реальную проблему.

Как снять и установить цепь. Подробный разбор работы

Чтобы поменять цепь, необходимо снять крышку двигателя (лобовину), доступ к которой ограничен навесным оборудованием. Придется многое снять.

Передняя крышка двигателя которую необходимо снять чтобы заменить цепь Киа Рио 3

Важные моменты разобраны подробно. Простые сжаты чтобы уменьшить объем материала. В конце раздела добавлен видеоролик работы.

Снимаем правое колесо и пластиковый щиток.

Откручиваем металлическую защиту и правый пластиковый брызговик двс Киа Рио 3

Ослабляем четыре болта шкива помпы.

Ослабляем болты шкива помпы Киа Рио 3

Накидным ключом отводим натяжитель за болт ролика в сторону салона и снимаем приводной ремень. Сразу откручиваем болт натяжителя и снимаем его. Далее полностью выкручиваем болты шкива помпы и снимаем шкив.

Отводим натяжитель ремня Киа Рио 3 ключом в сторону и снимаем приводной ремень
Болт крепления натяжителя

Сразу ослабляем нижний болт гидроусилителя.

Ослабляем нижний болт гидроусилителя Киа Рио 3

Переходим к верхней части двигателя. Снимаем катушки и клапанную крышку.

Снимаем пластиковую крышку Киа Рио 3

Выставляем ВМТ (верхняя мертвая точка), прокручивая двигатель за болт коленвала.

Нужно открутить болт коленвала Киа Рио 3
Болт коленвала

Совмещаем метку шкива коленвала с нулевым значением.

Прокручиваем коленвал Киа Рио 3 пока метка шкива не будет напротив ноля
Метка коленвала

Точка фазорегулятора и шестерни выпускного вала должны быть направлены вверх.

Точки на фазорегуляторе и шестерне распредвала Киа Рио 3 должны смотреть верх

Риски (зеленые стрелки) смотреть друг на друга.

Риски фазорегулятора и шестерне Киа Рио 3 должны смотреть друг на друга
Метки грм

Теперь выкручиваем сам болт шкива коленчатого вала. Вал необходимо заблокировать. На автомобиле с механической коробкой снимаем пластиковую направляющию (на фото отсутствует) и вынимаем заглушку.

Расположение заглушки Киа Рио 3
Заглушка

Теперь возможно заблокировать маховик. Например монтажкой. После откручиваем болт.

Снимаем заглушку и блокируем маховик Киа Рио 3
Маховик
Когда болт откручен можно снимать шкив Киа Рио 3

На акпп пробуйте чем-то подходящим блокировать сам шкив.

На Киа Рио 3 с автоматической коробкой пробуем заблокировать сам шкив коленвала

Существует неправильный но рабочий способ. Можно гаечным ключом блокировать любой распредвал. Валы имеют отливы под ключ 22 и 30. Удерживая вал можно открутить болт.

Чтобы открутить шкив коленвала можно заблокировать распредвал Киа Рио 3

Далее снимаем подушку двигателя с кронштейном предварительно подложив что-то под поддон.

Подкладываем под двигатель Киа Рио 3 бруски чтобы снять подушку
Откручиваем опору двигателя Киа Рио 3
Опора и кронштейн двигателя

Демонтируем обводной ролик.

Снимаем обводной ролик Киа Рио 3

Откручиваем металлический кронштейн генератора и ослабляем нижний болт. Снимаем фишку и силовой провод. Сдвигаем или снимаем генератор к радиатору.

Снимаем генератор Киа Рио 3
Кронштейн и генератор

Под генератором находится помпа. Сливаем антифриз после снимаем помпу. Как слить и залить антифриз смотрите в отдельном разделе.

Откручиваем болты помпы Киа Рио 3
Помпа

Полностью выкручиваем верхний болт гидроусилителя. Нижний был ослаблен ранее. Далее сдвигаем гур к моторному щиту.

Откручиваем верхний болт гидроусилителя и отводим его в цент Киа Рио 3
Верхний болт гидроусилителя
Теперь можно сдвинуть в сторону гур Киа Рио 3

Наконец можно откручивать болты самой передней крышки.

Снимаем крышку двигателя Киа Рио 3 и получаем доступ к цепи

Далее равномерно вворачиваем болты в специальные отверстия. Крышка начнет легко отходить от герметика. Ничего отрывать или колотить отверткой не нужно!.

Можно снимать лобовину двигателя Киа Рио 3
Место куда вкручиваем болт
Вкручиваем болты в плиту Киа Рио 3 пока она не отойдет

Когда образуется щель вставляем отвертку возле нижнего крепления генератора и снимаем крышку с направляющих.

Как отходит лобовина Киа Рио 3 от двигателя

Разбор механизма грм начинаем с натяжителя цепи.

Лобовина двигателя демонтирована и наконец получен доступ к системе грм Киа Рио 3
Механизм грм

Откручиваем любой болт, после чего палец натяжителя выйдет полностью, и останется выкрутить второй. Снимаем башмак, он крепится одним болтом (зеленая стрелка) и успокоитель.

Откручиваем болты натяжителя цепи и болт башмака Киа Рио 3
Натяжитель и башмак
Откручиваем болты успокоителя цепи Киа Рио 3

Время снимать старую цепь.

Снимаем цепь грм Киа Рио 3

Если необходима замена фазовращателя и шестерни выпускного вала, удерживаем распредвал и откручиваем болты. Установка аналогична. Усилие затяжки болтов 67-71 Нм.

Блокируем распредвал ключом и откручиваем болт муфты Киа Рио 3

Самое сложное снять шестерню коленвала в гаражных условиях. Без специального съёмника делал два глубоких надреза прямой болгаркой с маленьким диском.

Надрезы ослабляют натяг. Далее нагревал шестерню строительным феном. Обычно водой из полторашки охлаждал вал через отверстие болта. Далее стягивал шестерню обыкновенным съёмником цепляясь за сами зубья. Получалось почти всегда.

Шестерня цепи коленчатого вала Киа Рио 3

Когда способ не срабатывал, приходилось раскалывать шестерню через сделанные надрезы. Зубило и молоток. Раскалывалась легко, если надрезы глубокие. Способ, конечно, варварский, но действенный.

Установка новой тоже производится на горячюю и желательно с охлаждением. Обратите внимание, шестеренка имеет определенное положение. Точка смотрит наружу (красная стрелка) напротив грани (желтая стрелка). Положение штифта (зеленая стрелка) относительно точки.

Как правильно установить новую шестерню коленвала Киа Рио 3
Положение шестерни на валу

Садим шестерню через подходящею трубку молотком. Если перепутать она просто не сядет до конца.

Перед очисткой привалочных поверхностей крышки и двигателя необходимо запомнить, а лучше сфотографировать, места нанесения герметика.

Тщательно очищаем поверхности лобовины и двигателя Киа Рио 3

Устанавливаем новую цепь. Начинаем со звездочки коленвала. Совмещаем метки (точку и цветное звено).

Проверяем совпадение метки цепи Киа Рио 3 с точкой на шестерне коленвала
Положение метки цепи и метки шестерни

Совмещаем метки цепи с метками фазорегулятора и выпускной звездочки. Напоминаю точки должны смотреть вверх, риски фазика и шестерни друг на друга!

Совмещаем метки цепи с точками на выпускной шестерне и фазорегуляторе Киа Рио 3
Положение цепи и распредвалов

Ставим успокоитель и башмак. Болты затягиваем усилием 10-12 Нм. Далее натяжитель - момент затяжки аналогичен. Еще раз проверяем совмещение меток и только потом вынимаем стопор!

Устанавливаем новый натяжитель цепи Киа Рио 3

В случае использования старого натяжителя необходимо установить палец в стартовое положение. Можно использовать тиски. Зажимаем натяжитель, отводим фиксатор пальца и, закручивая тиски, сжимаем палец до момента, когда возможно вставить стопор в отверстие (синяя стрелка).

Старый натяжитель цепи Киа Рио 3
Отверстие для стопора

В качестве стопора используйте что-то твердое. Мягкий материал согнет и выдернуть стопор не получится.

После установки цепи обязательно проверяем вращение двигателя. Крутим мотор за болт коленвала. Надставляем корончатую гайку или просто делаем вырез в обычной (болгаркой). Надставка нужна чтобы не повредить шпонку вала.

Крутим двигатель чтобы убедится в правильности установки новой цепи Киа Рио 3
Надставка для шпонки вала

Усилие на ключе должно быть рваным (то нарастает то ослабляется). Если крутить обычной трещоткой из набора лучше выкрутить свечи чтобы уменьшить усилие и лучше чувствовать вращение. С малым рычагом без опыта в определенный момент может показаться что двигатель перестал вращаться.

Пора ставить переднюю крышку назад. Предварительно меняем два уплотнительных кольца. Снимаем сальник коленвала. Новый можно установить сразу, можно после установки крышки на место.

Устанавливаем два новых уплотнительных кольца масляных каналов Киа Рио 3
Меняем уплотнительные кольца
Извлекаем старый сальник из лобовины Киа Рио 3
Сальник коленвала
Устанавливаем новый сальник коленвала в лобовину Киа Рио 3

Устанавливаем зацепы маслонаноса напротив треугольничков иначе крышка не сядет.

Перед установкой крышки выставляем правильное положение маслонасоса в крышке Киа Рио 3. Иначе крышка просто не сядет

Перед нанесением герметика внимательно проверяем поверхности на предмет появления потеков масла и антифриза. Появились? Обязательно очищаем и обезжириваем поверхность.

Наносим герметик колбаской на крышку. Его размажет автоматически после затяжки.

Наносим герметик тонким слоем на лобовину Киа Рио 3
Пример нанесения герметика

Промазываем места стыков блока с гбц и поддоном.

Промазываем все стыки двигателя Киа Рио 3 герметиком

Некачественный герметик или неправильное нанесение приведет к запотеванию крышки маслом и работу придется переделывать!

Одеваем крышку на направляющие и вкручиваем болты. Что под головку на 10 (M6) тянем моментом 10-12 Нм. Под 12 (M8 две штуки) 20-22 Нм. Резьба здесь слабая легко срывается.

Устанавливаем крышку двигателя Киа Рио 3 на место

Остается установить все навесные агрегаты обратно. Думаю, без проблем разберетесь самостоятельно.