Содержание
Как изменилась ситуация с катализатором
На новом поколении машины после массовых проблем с катализатором на Рио 3 логично было ожидать его доработки. На прошлом поколении на машине было 3 катализатора Евро 3,4 и 5 и у всех проблемы с керамикой. В большинстве случаев на гарантийный период катализатора хватало. В тех же случаях когда нет, все часто объяснялось качеством бензина.
Какова ситуация сейчас? Давайте разбираться. Начнем с двигателя 1.4 л. Соты катализатора по внешнему виду не изменились. Такие же тоненькие как и на прошлом поколении машины.
Похоже на то что проблему с хрупкой керамикой просто хотят перенести на более поздний пробег. Такая мысль возникает при виде выпускного коллектора. Он получил что-то вроде дополнительной демпфирующей камеры.
Идея в том, чтобы амортизировать выхлопные газы и плавно направлять их в катализатор. Подобная конструкция уже использовалась компанией на других двигателях, но в паре с более прочной керамикой. Проблемы с катализатором там возникали заметно позже.
Избавило ли это 1.4 от проблем с катализатором? С начала выпуска машины прошло всего 3 года, и пока проблем с ним нет. Те катализаторы, которые были удалены, проблем не имели. Но их было не так много и все пробеги были небольшие.
Если судить косвенно, по статистике Киа Сид, куда этот мотор начали ставить раньше Рио, ситуация стала получше. Но поскольку там катализатор имеет другой каталожный номер, утверждать, что это точно так, нельзя. Будем копить статистику именно по нашей машине.
Одно можно сказать точно в сравнении с двигателем 1.6: с ним проблем нет. Похоже, что в гарантийный период проблем не будет, а что будет дальше покажет только время.
Теперь перейдем к двигателю 1.6 л. Начнем с нарезки ролика Авторевю о Солярисе-2. Причем тут Солярис? Киа Рио-4 и Хендай Солярис-2 одна платформа, по сути технически одна и та же машина. Разница в дизайне. Моторы у нас с Солярисом одинаковые. В ролике представитель компании подробно коснулся темы катализатора.
- Разбор ролика
- 24 сек : - Перегрев катализатора. - Такой проблемы нет.
- 54 сек : - Опять разговоры о качестве топлива. К чему бы это? - Почему у многих других марок машин на том же бензине нет проблем с катализатором?
- 1.20 мин : - Утверждается о постоянных доработках катализатора. - Информация не бьется с информацией в оригинальном каталоге.
- 1.31 мин : - Говорится о новом доработанном катализаторе, который ставится с 2018 года. - Опять же в оригинальным каталоге такого катализатора нет .
Теперь чуть подробней к 3 и 4 пункту. Все доработки и модернизации любого узла всегда отражаются в оригинальном каталоге.
Обратите внимание в чем состоит изменение. Катализатор под номером 28500-2BSB2 с 2017 по 2020 используется как на машине с автоматом так и с механической коробкой передач. Начиная с 2020 он ставится только на машины с автоматом. На машинах с механической коробкой номер стал другим.
После просмотра ролика и оригинального каталога решил позвонить в представительство.
Итог: Ранее никогда не приходилось сталкиваться с несоответствием информации от представителя компании (из видеоролика) и информацией в оригинальном каталоге. По факту из множественных изменений, всего одно.
Старый катализатор под номером 28500-2BSB2 остался в строю и с ним после гарантии 100% возникнут проблемы. Но об этом ниже.
Состояния катализатора на разном пробеге
Примеров с двигателем 1.4 пока нет. Все катализаторы, которые были удаленные, были целые и с небольшим пробегом. Если со временем с ними возникнут проблемы, фотографии будут добавлены.
С двигателем 1.6 ситуация иная. Примеров слишком много, поэтому здесь будет лишь малая часть.
Наблюдения: Проблема хрупкой керамики на двигателе 1.6 никуда не делась. В целом по характеру износа на данный момент создается впечатление, что именно в гарантийный период проблем с ним будет меньше чем было на прошлом поколении машин. Так это или нет - покажет только время.
Задиры в двигателе от катализатора
Вся информация ниже относится к двигателю 1.6. На 1.4 такая проблема не встречалась.
По прошлому поколению известно, что проблемы с катализатором могли привести к задирам в двигателе и последующему масложору. Немного изменен выпускной коллектор на новой машине, где увеличили длину ранеров, что позволяет надеяться на устранение проблемы.
Но как и на Рио-3 керамическую пыль может затянуть в двигатель. И затягивает ее во все цилиндры.
Если у вас развалился катализатор и после его удаления начался расход масла, ставить обратно новый бесполезно. Задиры никуда не уйдут и новый катализатор проблему не решит. Это просто пустая трата денег.
Диагностика катализатора
Проверить и в дальнейшем контролировать состояние катализатора довольно просто. Правда для этого понадобится спецключ для датчика кислорода и камера для телефона или ноутбука.
Ключ можно заказать в любом интернет-магазине по артикулу.
Тут, кстати, первое заметное отличие от прошлого поколения. Датчик переехал. Переехал неудачно: стало менее удобно его откручивать.
Откручиваем его и получаем доступ к осмотру катализатора.
На видео пример когда процесс разрушения в самом начале. Самое время удалять.
Имейте ввиду, что у катализатора нет какого-то определенного ресурса по километражу. Поэтому ориентироваться по пробегу не получится. Отмечу, что на новом поколении случаи развала катализатора на совсем небольших пробегах не известны. В этом плане он действительно похоже стал лучше.
Теперь у машины два катализатора
С введением экологических норм ЕВРО-5 на машину установили второй катализатор. Расположен он под днищем машины сразу после гофры. Если не знать, можно подумать что это обычный резонатор.
Из-за удаленного расположения от головки блока цилиндров он работает в более щадящем режиме чем основной катализатор. Обычно раньше 300 тыс.км проблем с ним нет. Единственная неприятность может случиться при ударе снизу. Соты у него такие же хрупкие, как и у основного. При ударе они легко повреждаются.
При удалении основного катализатора его лучше оставить и удалять только действительно в случае необходимости. Во первых, с ним выхлоп будет менее вонючим. Во вторых, без него звук выхлопа становится неприятным.
Если его просто выбить и оставить полость пустой, то появится неприятный резонирующий звук. Тут обычно появляется соблазн вварить кусок прямой трубы. Звук действительно изменится, он станет похож на Газель. Вряд ли кому-то такое понравится. Вместо него можно вварить обычный универсальный резонатор или резонатор от прошлого поколения машины. На разборке таких полно. Можно использовать универсальный катализатор. Артикулы всех деталей в соответствующем разделе.
Что делать? Удалять, менять или оставлять?
Гарантия на катализатор 3 года или 100 000 км. Практика показала, что в случае проблем - гарантия работает не всегда. Очень часто виновником назначают бензин а не катализатор.
С большинством машин в гарантийный период проблем не возникнет. После их уже не избежать. Сам процесс разрушения начинается до гарантийных 100 тыс.км. а не после.
Чтобы вовремя заметить серьезные разрушения керамики, нужно периодически контролировать состояние катализатора. Особенно на больших пробегах. Если этим не заниматься, риски заиметь масложор будут высокими. Делать мотор значительно дороже, чем периодически осматривать катализатор.
Можно было бы перечислить факторы влияющие на ресурс катализатора, но главный фактор всего один ЭТО ХРУПКОСТЬ САМОГО МАТЕРИАЛА КАТАЛИЗАТОРА!
- При удалении катализатора есть разные подходы. Условно их можно разделить на:
- Деньги, динамика и экономичность
- Удобный. Решение проблемы без финансовых затрат
- Экологичный. Установка универсального катализатора
Первый вариант. Удаление основного катализатора без установки пламегасителя. Звук выхлопа при этом немного меняется, но он не становится таким противным как на большинстве других машин при подобной процедуре. Сегодня уже есть машины купленные на вторичном рынке с удаленным катализатором. Так и ездят, не подозревая что кат коллектор пустой.
Единственной статьей расхода станет прошивка блока управления или установка механической обманки датчика кислорода. Последняя сильно дешевле, но без доработок помогает не всегда. Машина в этом варианте становится самой динамичной и экономичной, плюс вам достаются деньги от катализатора. Цена зависит от курса биржы и места, куда вы его сдаете.
Второй вариант. Обращение в специализированные сервисы. Как правило, процедура удаления катализатора бесплатная. Такие сервисы зарабатывают на вашем катализаторе, который вы оставляете в счет работы. Из-за стремления таких мастерских к оптимизации расходов многие из них используют низкокачественные пламегасители, которые быстро прогорают. Это ваши будущие расходы на новый пламегаситель и работу по его установке.
Несомненный плюс это удобство. Приехал и уехал без всяких лишних заморочек. Нужно понимать, что машина в режиме средних и особенно высоких оборотах будет менее динамичной и чуть менее экономичной, чем машина без пламесагителя. Даже качественный пламегаситель создает более высокое сопротивление чем исправный катализатор.
Как такое возможно? Зеленым отмечена рабочая площадь катализатора, газы используют ее всю. Желтым рабочая площадь пламегасителя. Разница просто огромная. Наверное, многие слышали, что катализатор создает сопротивление. Так вот, в нашем случае пламегаситель имеет более высокое сопротивление. Все это очень сильно чувствуется на высоких оборотах, где скорость и количество газов растет, а выходить им теперь нужно через меньшее отверстие. В этом режиме происходит затык газов.
Многие после такой процедуры действительно чувствуют разницу в лучшую сторону. Почему? Ну во первых, если катализатор был уже забит, то даже с пламегасителем разница будет в сторону последнего. Во вторых, наша машина задушена с завода. Нужно выполнять нормы ЕВРО-5. Прошивка ориентируется на чистоту выхлопа, а не резвость машины.
Если прошивка сделана профи, то в такой прошивке удалена вся экология. Машина действительно становится резвей и немного экономичней. Если прошивка сделана на коленке, там обычно просто отключен задний датчик кислорода. И поскольку педаль электронная - ей просто добавляют отзывчивости, из-за чего владельцу и кажется, что машина стала резвей. На самом деле при таком подходе машина работает не оптимально. Если после прошивки у вас расход подрос - это как раз признак такой прошивки.
Третий вариант. Установка универсального катализатора. Можно установить как в штатное место, так и под пол. Артикулы катализаторов смотрите в соотвествующем разделе. Бывают как с металлическими, так и керамическими сотами. У металлических нет проблем с разрушением сот. По керамическим пока не понятно. Ставим недавно, статистики еще нет. Думаю, что с пробегом проблемы возможны. Разница между ними в цене, керамические дешевле.
Теперь подробней о катализаторе в штатное место. Нюанс связан с тем,что универсальные катализаторы под ЕВРО-4. На практике все работает. Чек не загорается и отклонений в работе по сканеру не замечено. То есть машины после замены катализатора не прошивали. Сейчас появились такие катализаторы под ЕВРО-5. Разница в плотности сот, у ЕВРО-5 плотность выше. Такой пока не ставили, т.к. он заметно дороже ЕВРО-4..
Есть еще вариант установки универсального катализатора под днище. Здесь уже или нужно переносить задний датчик кислорода и удлинять проводку или прошивать машину.