Содержание
Какое масло заливать в двигатель
В разделе приведена информация из официального руководства по эксплуатации автомобиля и комментарии из практики. Ниже скриншот с допуском и рекомендацией киа из раздела смазочные материалы.
![Какое масло залито с завода в Киа Рио 4 и Киа Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/zavodskie-dopuski-i-rekomendacii-masla-kia-rio-4.jpg)
Интересный момент : изменился поставщик масла. На прошлом поколении Рио был SHELL. Теперь TOTAL. Возможно это связано с большим количеством нареканий на SHELL.
Были жалобы на большой угар и отложения в двигателе. Проблемы не были связаны с SHELL. Отличное масло. Все дело в контрафакте, которым заполнен рынок масел. Именно это подпортило репутацию компании. TOTAL тоже подделывают, хотя субъективно контрафакт по нему встречается реже.
Теперь обратимся к классу масла. В руководстве хорошо написано : последняя классификация API и ILSAC.
![Классификация моторного масла Киа Рио 4 и Киа Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/klassifikaciya-motornogo-masla-kia-rio-4-x-line.jpg)
Последняя по API это SN и SN+. По ILSAC GF-5. Почему эту информацию сразу не указать в руководстве? Зачем этот шифр "последняя классификация"?
Что делать, если есть свое проверенное масло, но классом ниже? Можно ли его использовать? На этот вопрос уже давно ответили таксопарки и автопрокатные компании. Они используют более дешевые масла классов SL и SM, по ILSAC GF-4. У некоторых машин пробеги приближаются к отметке 500 тыс.км, и повышенным расходом масла они не страдают.
Мотор 1.6 родом из 2006г. Его база не изменилась до сих пор. Масел SN еще не было и завод рекомендовал использовать классы SL и SM.
Двигатель 1.4 хоть и свежей 1.6 но тоже давно используется на Киа Сид и Хендай I30. В заводских рекомендациях можно увидеть класс SM.
Ресурс мотора больше зависит от того, настоящее ли масло, от оптимальности вязкости для конкретных климатических условий и, конечно, от сроков замены. Об этом подробнее в соответствующих разделах.
Выбор вязкости масла
Начну со страшилки. На видео двигатель 1.6, звук от болтающихся поршней. Такой звук появится со временем, если промахнуться с вязкостью.
По двигателю 1.4 пока нечего сказать. Их значительно меньше, чем 1.6, и не достаточно статистических данных, чтобы можно было сделать конкретные выводы.
В холодных регионах нужно использовать масла с низкой вязкостью. Связанно это с характеристиками редукционного клапана масляного насоса. Не любит он густое масло в сочетании с отрицательными температурами.
Происходит следующее: при запуске двигателя, если масло слишком густое, срабатывает редукционный клапан и давление в системе резко проседает, масло не поступает в достаточном количестве к поршням и стенкам цилиндра. Отсюда ускоренный износ, в основном - юбок поршней.
Сначала звук проявляется понемногу, со временем становится все громче и громче, и в конце концов, остается на постоянной основе.
![Клапан маслонасоса чувствителен к вязкости масла Киа Рио 4 и Киа Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/redukcionnyy-klapan-maslyanogo-nasosa-i-vyazkost-masla.jpg)
К сожалению, недостаточно залить подходящее масло и на этом успокоиться. Мы живем в России, где повсюду можно встретить контрафакт. В канистрах W20 и W30 часто залито W40. Поэтому нужно всегда обращать внимание на то, как работает мотор при холодном запуске. Он не должен работать, как на видео. Если в момент запуска слышен четкий металлический стук - это признак. На соответствующем масле мотор в первые секунды работает громко, но без стука.
Самое интересное, что такой звук может появитья и на машинах эксплуатирующихся в жарких регионах. Здесь ситуация уже другая. Есть ярые фанатики низковязких масел W20. В жару могут сложиться такие условия работы мотора, при которых прочность масляной пленки такого масла будет недостаточная, что приведет к такому же износу поршней.
Вся эта информация но без подробностей присутствует в самом руководстве.
![Рекомендации по индексу вязкости масла Киа Рио 4 и Киа Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/rekomendacii-po-indeksu-vyazkosti-masla-kia-rio-x-line.jpg)
![Таблица температурных диапазонов вязкости масла Киа Рио 4 и Киа Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/tablica-temperaturnyh-diapazonov-vyazkosti-masla-kia-rio-x-line.jpg)
Сроки замены масла
У всех разное отношение к машине. Кто-то купил на несколько лет, кто-то на многие годы. Вашего отношения и подхода я не знаю. Поэтому просто опишу с чем приходится сталкиваться в сервисе. Срок замены масла предстоит определить самостоятельно в зависимости от ваших условий и предпочтений.
Принято считать, что нужно менять каждые 15 000 км. Обычно так говорят потенциальному покупателю автомобиля. После покупки могут сказать, могут не сказать, что масло желательно менять раньше.
Посмотрим, что есть в мануале.
![Срок замены масла через 15000 тыс.км Киа Рио 4 и Киа Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/sroki-zameny-motornogo-masla-kia-rio-4-x-line.jpg)
Да действительно есть рекомендация по замене каждые 15 000 км. Но смотрим дальше и видим еще одну запись. Указанный пробег уже в два раза меньше. Его необходимо использовать для тяжелых условий эксплуатации. Что к ним относится также в скрине из мануала.
![Срок замены масла в тяжелых условиях эксплуатации Киа Рио 4 и Киа Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/sroki-zameny-masla-v-tyazhelyh-usloviyah-kia-rio-4-x.jpg)
![Что считается тяжелыми условиями эксплуатации Киа Рио 4 Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/sroki-zameny-masla-v-tyazhelyh-usloviyah-2-kia-rio-4-x-line.jpg)
Не понятным моментом является отсутствие учета работы двигателя в моточасах. Есть только одометр. Что в современных условиях не корректно. Сегодня необходимо учитывать оба параметра.
Например, 10 000 км в городе без пробок - это одно, с ними - уже совершенно другое. Соответственно и состояние масла будет разным на одинаковых показаниях одометра.
Перейдем к практике.
Ниже некоторые усредненные ситуации. Что будет с двигателем при разных сроках замены. Возьмем пробег от 0 и до 150 000 км.
1) 15 000 км - если масло действительно настоящее, мотор гарантию проезжает. Двс имеет немного повышенную шумность и небольшой угар масла из-за некоторой возможной закоксовки масляных колей.
На контрафактном масле, повышенный шум и расход масла гарантированы из-за потерявших подвижность колец. Сам двигатель будет зашлакован, что можно увидеть открутив крышку маслозаливной горловины.
2) 10 000 км - с настоящим маслом никаких проблем. Мотор работает без повышенного шума. Угара масла нет или он совсем небольшой.
Если контрафакт, все то же самое, что выше, только в более легкой форме из-за сокращенного интервала замены.
3) 7000 - 8000 км - с настоящим маслом все идеально.
С подделкой такой интервал очень сильно облегчает работу мотора. Сегодня подделка это, как правило, настоящее масло, только более низкого класса. Часто это полусинтетика, которая как раз более-менее выкатывает эти 7-8 тыс.км, сохраняя хоть какие-то свои свойства.
Промывочное масло
Обычно острое желание срочно промыть двигатель возникает у владельца, который увидел что-то подобное под масляной или клапанной крышкой.
![Отложение от масла в двигателе](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/otlozheniya-masla-v-dvigatele-kia-rio-4-x-line.jpg)
Происходит такое в двух случаях: первый - большие сроки замены, второй - поддельное масло.
Как раз в подобном случае промывать мотор нельзя. Весь этот шлам забьет масляный фильтр, часть его может попасть в масляную систему и забить клапаны муфт ссv-t, зацарапать рабочие поверхности масляного насоса, пожрать постели распредвалов и сами распредвалы.
В этом случае можно немного сократить сроки замены масла. Через несколько замен двигатель станет чище. Только нужно следить за качеством масла. Об этом в разделе Как выявить контрафакт.
Замена масла
Если автомобиль оборудован оригинальной металлической защитой двигателя, придется снимать пластиковый пыльник и саму защиту. Если ее нет, ничего разбирать не нужно. Сливная пробка и масляный фильтр в зоне доступа.
![Оригинальная защита двигателя не имеет отверстия под масляный фильтр Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/metallicheskuyu-zashchitu-dvs-kia-rio-4-i-h-layn.jpg)
![Для замены масла нужно снимать обе защиты Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/metallicheskaya-i-plastikovaya-zashchita-dvigatelya-kia-rio-4-x-line.jpg)
![Для замены масла снимаем пыльник двс](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/dlya-zameny-masla-nuzhno-snyat-plastikovuyu-zashchitu-dvigatelya-ria-kia-4-x-line.jpg)
Пыльник двигателя держится на 3 болтах и 10 клипсах. Качество пластика клипс стало значительно хуже чем было раньше. Они быстро высыхают и становятся хрупкими. Часть из них может сломаться.
![Как снять пластиковую защиту двигателя Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/krepezh-plastikovoy-zashchity-dvigatelya-ria-kia-4-x-line.jpg)
Теперь есть доступ к креплениям металлической защиты. Откручиваем по одному переднему болту с каждой стороны.
![Откручиваем передние болты металлической защиты двс Киа Рио 4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/snimaem-metallicheskuyu-zashchitu-dvs-kia-rio-4-x-line.jpg)
Задние болты откручивать полностью не нужно. Достаточно просто их приспустить. И выдернуть из них защиту.
![Откручиваем задние болты защиты Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/otkruchivaem-zadnie-bolty-zashchity-kia-rio-4-x-line.jpg)
Крепеж проблемный. Болты отечественные. Это значит что со временем все заржавеет и не открутится. Поэтому необходимо держать новый комплект про запас. Артикул на фото.
![Крепеж защиты картера Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/krepezh-zashchity-kartera-kia-rio-4-x-line.jpg)
Теперь можно откручивать сливную пробку и сливать старое масло. Делать это желательно на прогретый двигатель.
Обратите внимание на каком уровне находится сливная пробка на двигателе 1.6. Она выше нижней точки. Из-за этого в поддоне остается почти 300 мл старого масла.
![Откручиваем сливную пробку масляного поддона Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/otkruchivaem-slivnuyu-probku-maslyanogo-poddona-kia-rio-4-x-line.jpg)
У двигателя 1.4, такой проблемы нет.
![Сливная пробка двигателя 1.4 Kappa Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/otkruchivaem-slivnuyu-probku-maslyanogo-poddona-dvs-kappa-kia-rio-4-x-line.jpg)
По хорошему на 1.6 старое масло нужно откачать. Сделать это можно обычным шприцом.
![Откачиваем остатки старого масла из двигателя Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/udalyaem-staroe-maslo-iz-dvigatelya-kia-rio4-x-line.jpg)
Всего вместе с откачкой из двигателя 1.6 сливается 3 литра старого масла, с 1.4 - 2.9 литра, если уровень на щупе находился у верхней метки.
Перед тем как закрутить сливную пробку обратно, рекомендуют заменить уплотнительное кольцо на новое. Если его нет, ничего страшного. Можно использовать старое.
![Новая прокладка сливной пробки 21513-23001 Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/prokladka-slivnoy-probki-2151323001-kia-rio-4-x-line.jpg)
Затягивается сливная пробка моментом в 4.5 кг или 45 Нм. Если нет динамометрического ключа, сильно тянуть не нужно.
![Затягиваем сливную пробку Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/zatyagivaem-slivnuyu-probku-kia-rio-4-x-line.jpg)
Теперь откручиваем масляный фильтр. Руками его открутить не получится. Нужно пробивать отверткой или использовать съемник. Лучше купить съемник масляного фильтра. Стоит копейки. Заказать можно через интернет-магазины. Артикул для 1.6 - 113168, 1.4 - 113171.
![Откручиваем старый масляный фильтр Киа Рио 4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/otkruchivaem-maslyanyy-filtr-kia-rio-4-x-line.jpg)
Перед установкой нового фильтра смазываем уплотнительное кольцо свежим маслом.
![Перед установкой нового фильтра смазываем уплотнительное кольцо свежим маслом](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/smazyvaem-maslom-uplotnitelnuyu-rezinku-maslyanogo-filtra-kia-rio-4-x-line.jpg)
Закручиваем новый фильтр до касания уплотнительной резинки и плоскости блока. После до вворачиваем его на 3/4 оборота. Все это делаем просто рукой.
![Закручиваем новый масляный фильтр Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/zakruchivaem-novyy-maslyanyy-filtr-kia-rio-4-x-line.jpg)
Остается залить новое масло. 3 литра в 1.6 и 2.9 литра в 1.4 . Масло немного не дойдет до верхней отметки на щупе. После прогрева двигателя как раз получится верхний уровень.
![Заливаем новое масло в двигатель Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/zalivaem-novoe-maslo-kia-rio-4-x-line.jpg)
Не переливайте уровень масла. Если перелили - сливайте, чтобы не выдавило сальники коленвала!
Замена масла.Видеоролик
Все то же самое что выше, только более наглядно и подробно.
Как выявить контрафакт
Ниже описана простая методика контроля качества масла, требующая только внимательности.
- Обязательно запоминаем показания одометра при замене масла.
- Уровень масла на щупе.
- Фотографируем состояние двс под масляной крышкой.
- Через 1-2 тыс.км, проверяем уровень.
- Через 1-2 тыс.км, смотрим в маслозаливную горловину и сравниваем с тем что на фото.
Если машина до этого не расходовала масла, уровень должен остаться на месте. Под масляной крышкой не должно быть никаких изменений.
Если уровень ушел и образовалось большое количество нагара или отложений, это самый опасный вид контрафакта. На таком масле очень быстро залипают масляные кольца.
![Запоминаем когда заменили масло Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/zapominaem-kilometrazh-zameny-masla-kia-rio-4-x-line.jpg)
![Через 1-2 тыс.км откручиваем маслозаливную крышку Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/maslozalivnaya-gorlovina-kia-rio-4-x-line.jpg)
![Смотрим отложения от масла Киа Рио-4 и Х Лайн](/images/articles/engine/maslo/kia-rio-4/proveryaem-maslo-na-otlozheniya-kia-rio-4-x-line.jpg)
Примерно еще через 4000-5000 км нужно проделать все то же самое. Это может выявить еще одну группу контрафакта: настоящие, но более дешевые масла под видом более дорогих.
Здесь уже больше нужно ориентироваться не на уровень масла на щупе, а на состояние под крышкой. Такие масла, как правило, к пробегу 5-6 тыс.км склонны к повышенному отложению в двигателе.
Перед покупкой нового масла, обязательно зайдите на ютуб канал Ойл клуб. В поиске найдите масло, которое собираетесь использовать. Это значительно повысит шансы избежать подделки. Но, даже используя все рекомендации с канала, все равно применяйте эту простую методику контроля качества.