Содержание
Вводная информация
Почти на всех своих автомобилях компания Hyundai использовала рулевые рейки фирмы MANDO. На Солярисе поставщика сменили на компанию TRW. Многие немецкие автомобили с конвейера комплектуются рейками этой фирмы, поэтому каких-то проблем с ней не ждали.
На практике получилось не очень. Если раньше проблемы с MANDO возникали в основном только с парой зацепления и на довольно больших пробегах, то теперь первые проблемы наступают раньше. Может встретиться откровенный брак рейки. Обо всем этом ниже.
Хронология событий следующая: с начала производства и по 18.01.2013г ставили рейку под артикулом 57700-4L000, после артикул сменили на 57700-4L010. Замена номера была связана с браком рулевого распределителя. Увы, с переходом на новый проблема осталась.
![Рулевая рейка 57700-4l000 и 57700-4l010 Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/rulevaya-reyka-577004l000-i-57700-4l010-hyundai-solaris.jpg)
Проблемы и слабые места рейки
Все, что написано ниже, не относится к каждому Солярису и не означает, что с вашей рейкой все это произойдет. Тем более, что многое будет зависеть от вас, вашей внимательности и отношения к автомобилю.
Ниже рассматриваются проблемы самой рулевой рейки без учета возможных проблем в рулевых наконечниках и тягах, которые должны проверяться в первую очередь при появлении постороннего стука.
- Основные проблемы в ходе эксплуатации
- Машину тянет в сторону
- Стук и люфт с правой стороны
- Пыльник рейки
- Стук и люфт с левой стороны рейки
- Стук и люфт вала распределителя относительно корпуса
1) Машину на ровной дороге тянет в сторону. Тянуть может как влево так и вправо. Обычно раньше 40 тыс.км проблема не проявляется. При ее возникновении поездки на геометрию не помогают, диагностика подвески ничего не выявляет, перестановка колес местами и переход на новую резину не помогает.
Эта проблема может встретиться на машине любого года выпуска и связана она с браком самой рейки. Конкретно распределителя. Интересно, что с 18.01.2013г распределитель получил новый артикул. Был 57716-4L000, стал 57716-4L010. Но и с новым машину может тянуть в сторону.
![Проблема рулевой рейки Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/problema-raspredelitel-rulevoy-reyki-577164L000-i-577164L010-hyundai-solaris.jpg)
![Распределитель рулевой рейки Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/raspredelitel-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
Как диагностировать проблему? На вывешенных колесах делаем так же, как на видео.
Еще один способ, тоже на вывешенных колесах.
Проблема в обоих случаях в распределителе. Решается его заменой или заменой рулевой рейки. Часто меняют всю рейку, т.к разница с учетом работы по снятию-установке, переборке и стоимости нового распределителя получается небольшой.
Если ваша рейка еще живая и вы можете проделать всю работу по снятию и переборке самостоятельно, то, конечно, выгодно заменить только распределитель. На снятии и установке экономия самой рейки можно сэкономить примерно от 2000 до 3500 руб.
2) Стук с правой стороны. Если выше описанная проблема затрагивает небольшую часть машин, то данная касается почти всех. Вопрос только в пробеге. Может проявиться уже на 30-40 тыс.км. За пробег в 100 тыс.км нередко ее приходится устранять два раза. Сама проблема не опасная, но просто не приятная. С ростом пробега стук сначала усиливается, потом стабилизируется на одном уровне.
![Где находится втулка рулевой рейки на Солярисе](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/gde-nahoditsya-vtulka-rulevoy-reyki-na-hyundai-solaris.jpg)
Как проверить втулку показано в ролике.
Стук образуется из-за износа вкладыша во втулке рулевой рейки.
![Втулка рулевой рейки 565214l000 на Солярисе](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/vtulka-reyki-565214l000-hyundai-solaris.jpg)
Сама втулка недорогая - от 450-750 руб. Замена производится без снятия рулевой рейки. В сервисе вам могут предложить замену со снятием. В этом случае работа выйдет дороже и займет больше времени. Возможно предложат сделать сход-развал, чего при замене втулки делать не нужно.
3) Пыльник рулевой рейки. Если машине больше 3 лет, нужно периодически очень внимательно осматривать их на предмет потери герметичности. Все начинается с маленького, почти незаметного надрыва. Нередко с внутренней стороны, где видимость сильно ограничена. Такой надрыв часто не замечают даже на диагностике.
![Расположение пыльников на рулевой рейки Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/raspolozhenie-pylnikov-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
Эта копеечная деталь способна привести к самому дорогому ремонту, который только может случиться с рулевой системой. Когда пыльник теряет герметичность, пыль и грязь попадают внутрь самой рейки, а оттуда распространяется по гидросистеме, в которую входит гидроусилитель руля.
![Расположение пыльников на рулевой рейки Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/porvannyy-pylnik-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
На данном этапе, как правило, еще можно избежать будующих крупных трат.Циркулируя в системе, грязь рано или поздно убьет и рейку, и гидроусилитель. Нужно отметить, что на большинстве других машин рейка в такой ситуации начинает течь, но у Соляриса этого почти никогда не происходит. О том, что порвался пыльник, хозяин, как правило, узнает по изменению усилия на руле. В этот момент он понимает, что с машиной что-то не то, и обращается в сервис.
![Порванный пыльник рулевой рейки Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/porvannyy-pylnik-rulevoy-reyki-2-hyundai-solaris.jpg)
Если вы вовремя заметили порванный пыльник, а само рулевое управление работает нормально, то вместе с заменой пыльника нужно обязательно заменить и жидкость в гуре. Если вы этого не сделаете, грязь, попавшая в систему даже в небольшом количестве, со временем выведет из строя и гур и рейку.
Часто ошибка состоит в выборе бренда пыльника. Новые некачественные пыльники порвутся очень быстро. Обычно через полгода/год. Используйте только качественные пыльники, никакого FEBEST, SAT, PATRON и STELLOX на машине быть не должно.
![Новый пыльник рулевой рейки Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/novyy-pylnik-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
4) Стук с левой стороны рейки. Эта проблема встречается на больших пробегах, НО ТОЛЬКО ЕСЛИ У ВАС НЕ БЫЛО ВЫШЕ ОПИСАННЫХ ПРОБЛЕМ С ПЫЛЬНИКОМ! Связанно это с износом центральной основной рабочей зоны на штоке рейки.
![Шток рулевой рейки Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/shtok-rulevoy-reyki-iznos-centralnoy-chasti-hyundai-solaris.jpg)
Диагностируется просто. Руль прямо - люфт есть, руль выкручен в сторону - люфта нет. Как правило, первый раз помогает простая подтяжка рейки. На какое-то время стук может уйти.
Добраться до регулировочного болта тяжело, часто люди опускают подрамник и откручивают вал рейки от рулевого карданчика. Используя ряд переходников из наборов инструмента, подобраться к нему можно не разбирая машину.
![Подтяжка и регулировка рулевой рейки Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/podtyazhka-i-regulirovka-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
Дальнейшая подтяжка приведёт к тому, что руль при повороте перестанет возвращаться обратно.
Почему так происходит? Выработка образуется там, где большую часть времени контактируют шестерня распределителя и зона штока, а это центральная часть. По краям шток не изнашивается. При подтяжке до устранения люфта в крайних частях штока получается избыточное усилие, поэтому руль не может самостоятельно вернуться обратно.
В такой ситуации достаточно заменить шток. Его можно купить отдельно, артикул 57710-4L000. Есть не оригинальный шток от компании MSG, артикул HY232C.
![Новый шток рулевой рейки Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/novyy-shtok-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
В редких случаях в зоне зацепления самого распределителя тоже может присутствовать выработка. Узнать это можно только разобрав рулевую рейку. Но даже если она присутствует, замена только штока все равно сильно улучшает ситуацию.
![Износ шестерня распределителя Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/iznos-shesterni-raspredelitelya-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
5) Люфт вала распределителя относительно корпуса. Как правило, чаще всего оканчивается заменой рейки, но сказать точно можно только разобрав ее и осмотрев состояние распределителя и самое главное, внутренности корпуса.
![Люфт между корпусом рулевой рейки и распределителем Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/lyuft-mezhdu-raspredelitelem-i-korpusom-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
![Корпус рулевой рейки Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/korpus-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
Есть еще один довольно важный момент, который почему-то никто не принимает во внимание. А именно: замена масла в гидроусилителе руля. Своевременная замена заметно увеличивает шансы на беспроблемную эксплуатацию рейки и гура.
Выводы: Такие простые вещи как переодическая проверка состояния пыльников рейки и замена масла в гуре позволят избежать внимательному хозяину самого дорогостоящего ремонта.
С заменой втулки рулевой рейки придется жить. Это как должное на нашей машине. Износа в паре зацепления штока и распределителя тоже со временем не избежать, но случится это уже действительно только на больших пробегах.
Ремонтировать или менять?
Из раздела проблемы и слабые места рейки понятно, что износ бывает разный. В каких-то случаях ремонт может быть выгоден, в каких-то нет. Как разобраться в ситуации и не потратить лишнего?
Сначала нужно узнать цены на новые рейки ОРИГИНАЛ, MANDO или MSG и только потом обращаться в мастерскую. Артикулы реек можно взять здесь. Цены узнаем в обычных магазинах и интернет-магазинах. В последних как правило дешевле, но нужно проверять оба варианта - бывают исключения. Если рейка - дубль, то только фирмы MSG. Всегда уточняйте этот момент у продавца.
Далее ищем специализированную мастерскую именно по ремонту рулевых реек. В обычной мастерской можно менять только втулку рулевой рейки. Почему именно специализированную? Опыт и наличие запчастей необходимых для качественного ремонта. После диагностики вам сразу скажут цену.
Не удивляйтесь, если стоимость ремонта с запчастями озвучат больше стоимости новой рейки. Для этого и нужно заранее узнать цену новой. При небольшой разнице лучше сделать выбор в пользу новой рейки, особенно если ваша рейка уже с большим пробегом.
Восстановленые рейки на продажу. Такой вариант часто встречается в интернет-магазинах и на авито. По сути это лотерея. Часто проблемы с ними возникают уже после небольшого пробега. Если покупать такую, то опять же только непосредственно в специализированной мастерской по ремонту реек.
БУ рейки. У многих возникает соблазн купить контрактную рейку без пробега по России. Таких реек на рынке нет. БУ рейка из Кореи сегодня выходит дороже новой оригинальной. Все что есть это рейки с местных машин, которые попали в разбор или просто уставшие рейки с СТО. Купить нормальный БУ вариант сегодня практически не реально. Спрос на них превышает предложение.
Как заменить втулку рейки
Работа производится без снятия рулевой рейки. Из инструмента понадобится головка на 46 и желательно спецключ для рулевой тяги. За работу обычно берут от 2000 до 3000 руб.
В некоторых мастерских почему-то меняют только со снятием рейки. Такой вариант обходится дороже и занимает больше времени.
Выкручиваем руль влево до упора и снимаем хомуты с пыльника.
![Снимаем хомуты пыльника рулевой рейки hyundai solaris](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/snimaem-homuty-pylnika-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
Чтобы получить доступ к втулке, нужно открутить рулевую тягу. Доступ к тяге ограничен. Нужен спецключ. Его можно сделать из подручных инструментов.
![Спецключ для втулки рулевой рейки hyundai solaris](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/specklyuch-dlya-vtulki-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
![Откручиваем рулевую тягу hyundai solaris](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/otkruchivaem-rulevuyu-tyagu-hyundai-solaris.jpg)
Теперь выкручиваем руль до упора вправо для того чтобы утопить шток рулевой рейки и получить доступ уже к самой втулке.
![Втулка рулевой рейки на машине hyundai solaris](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/vtulke-rulevoy-reyki-na-mashine.jpg)
![Откручиваем втулку рулевой рейки hyundai solaris](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/otkruchivaem-vtulku-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
![Старая втулка рулевой рейки Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/staraya-vtulka-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
Сборка производится в обратном порядке - никаких подводных камней там нет. Нужно ли делать геометрию после замены втулки? Если вы не меняли наконечники или рулевые тяги, то нет.
После сборки не забудьте проконтролировать уровень жидкости в бачке гура. При необходимости жидкость нужно будет долить.
![Проверяем и при необходимости доливаем масло в ГУР](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/proveryaem-i-pri-neobhodimosti-dolivaem-maslo-v-gur-hyundai-solaris.jpg)
Все непонятные моменты можно посмотреть в видеоролике.
Как заменить рулевую рейку
Сама по себе работа простая, но требующая времени, ямы или подъемника и лапы. За замену просят от 2500 до 4000 руб. Везде цены разные.
Выставляем колеса прямо и фиксируем руль ремнем безопастности. Это нужно для того, чтобы при установке рулевой рейки не порвать шлейф подушки безопастности при повороте руля.
![Фиксируем руль ремнем безопастности](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/fiksiruem-rul-remnem-bezopastnosti-hyundai-solaris.jpg)
Из салона головкой на 10 откручиваем рулевой карданчик от рулевой рейки.
![Откручиваем рулевой карданчик от рулевой рейки](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/otkruchivaem-rulevoy-kardanchik-ot-vala-raspredelitelya-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
Теперь накидным ключом на 17 откручиваем левый и правый рулевой наконечник.
![Откручиваем рулевой наконечник от ступицы](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/otkruchivaem-rulevoy-nakonechnik-ot-stupicy-hyundai-solaris.jpg)
Далее откручиваем нижнюю подушку двигателя. Можно только один болт на самом кронштейне.
![Откручиваем нижнюю подушки двигателя](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/otkruchivaem-nizhnyuyu-podushki-dvigatelya-hyundai-solaris.jpg)
Подрамник держится на 2 гайках и 2 крайних болтах балки. Как его открутить, смотрите в видео. Обратите внимание: он должен лечь на что-то, т.к на рулевой рейке еще нужно открутить трубки. Если этого не сделать, их можно повредить.
Когда подрамник спущен, снимите все на телефон: где, куда, какая трубка и шлангчик. Меняете вы рейку или ремонтируете - все это нужно будет собрать обратно. Здесь съёмка пригодится.
![Как расположеный шланчики и трубки на рулевой рейке Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/navesnoe-rulevoy-reyki-hyundai-solaris.jpg)
![Как расположеный шланчики и трубки на рулевой рейке Хендай Солярис](/images/articles/suspension/rulevaya-reyka/solaris/navesnoe-rulevoy-reyki-2-hyundai-solaris.jpg)
Как снять трубки и рейку с балки, думаю, каждый разберется на месте. Сборка происходит в обратном порядке. Когда будете прикручивать рулевой карданчик к рулевому валу, не забудьте - колеса должны быть по центру, чтобы не порвать рулевой шлейф.